Семья и детский сад – два важных института социализации детей

Краткая социальная характеристика семьи: ( социальный паспорт группы)

Всего детей в группе – 26, всего родителей – 48,   полных семей – 23, не полных – 2, одиноких матерей – 2, родители с высшим образованием – 18, со средним специальным образованием – 19, со средним образованием – 11, многодетных семей – 18.

Цель работы с родителями в нашей группе  – создать единое пространство развития ребенка в семье,  в группе и ДОУ, сделать родителей участниками полноценного воспитательного процесса.

Основные задачи работы с родителями:

  •  установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
  •  объединить усилия для развития и воспитания детей;
  •  создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
  • активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;
  • поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

В работе семьей придерживаем принципы:

  •  Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями (создание партнерских, доверительных отношений между родителями и воспитателем)
  • Индивидуальный подход (в ежедневном контакте воспитателя, когда родители приводят и забирают детей).
  • Динамичность (быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы).
  • Открытость (посещение родителями группы для того, чтобы они могли видеть, как и чем  занимается их ребенок).
  •  Сотрудничество, а не наставничество. (Сотрудничество -это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать).

Взаимоотношения с родителями  выстраиваем  поэтапно:

  • Давайте познакомимся! ”. На первом этапе родители знакомятся с детским садом, с образовательными программами, с педагогическим коллективом, раскрываются возможности совместной работы.
  • Второй этап – “Давайте подружимся! ”. На этом этапе родителям предлагаются активные методы взаимодействия: тренинги, “круглые столы”, игровые семинары.
  • Третий этап называется “Давайте узнавать вместе”. На этом  функционирует  родительско – педагогического сообщества, направляющее свою деятельность на развитие ребенка (исследовательская, проектная деятельность, совместные экскурсии, посещение выставок, музеев)

В работе с родителями пользуемся   формами работы,   через содержание образовательных областей:

  • «Познание» — интеллектуальное развитие ребёнка через подготовку ребёнка к конкурсам, совместные дополнительные мероприятия в семье и в детском саду.
  • «Социализация» — знакомство родителей с трудностями и достижениями детей на родительских собраниях, организация выставок …
  • «Безопасность» — информирование родителей о создании безопасных условий дома через консультации, оформлении стендов, стенгазет, плакатов, буклетов.
  • «Здоровье» — знакомство родителей с эффективными средствами закаливания через оформление стендов, индивидуальных консультаций, организацию «Семейных весёлых стартов» …
  • Физическая культура» — знакомство родителей с лучшими достижениями в физкультуре других семей, организация совместных соревнованиях и т. д.
  • «Коммуникация» — индивидуальное консультирование родителей по вопросам общения, круглые столы, участие в конкурсах.
  • «Чтение художественной литературы» — совместное чтение детей и родителей произведений художественной литературы, консультирование родителей по выбору тематики чтения, оформление выставок.
  • «Художественное творчество» — совместные рисунки, поделки, театрализация
  • «Музыка» — музыкально-художественная деятельность в семейных праздниках, концертах.
  • «Труд» — совместная деятельность.

Также используется  традиционно-нетрадиционные формы работы с семьей

            Далеко не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей воздействия на ребенка. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие — не умеют это делать, третьи — не понимают, зачем это нужно. Во всех случаях необходима квалифицированная помощь дошкольного учреждения.

            В настоящее время актуальными задачами продолжают оставаться индивидуальная работа с семьей, дифференцированный подход к семьям разного типа, забота о том, чтобы не упустить из поля зрения и влияния специалистов не только трудные, но и не совсем благополучные в каких-то конкретных, но важных вопросах семьи.

  • Посещение семьи ребенка.
  • День открытых дверей.
  • Беседы индивидуальные и групповые. Содержание беседы лаконичное, значимое для родителей, преподносится т. о., чтобы побудить собеседников к высказыванию. Педагог должен уметь не только говорить, но и слушать родителей, выражать свою заинтересованность, доброжелательность.
  • Консультации. Формы проведения консультаций различны .

Родители, особенно молодые, нуждаются в приобретении практических навыков воспитания детей. Родительские собрания проводятся групповые и общие.

  • Родительские конференции. Основная цель конференции — обмен опытом семейного воспитания. Педагог при необходимости оказываем помощь в выборе темы, оформлении выступления. На конференции  выступают и  специалист ДОУ. К конференции готовятся выставка детских работ, педагогической литературы, материалов, отражающих работу ДОУ, группы , и т.п. Наглядно-информационные формы организации общения:
  • Слайдфильмы, презентации
  • Выставки детских работ
  • Фотовыставки
  • Семейные выставки
  • Информационные стенды
  • Папки – передвижки

Учитывая занятость родителей, используются и такие нетрадиционные формы общения с семьей, как:

  • Месяц добрых дел
  • Мероприятия, организованные по инициативе родителей
  • Досуговые формы организации общения с родителями
  • Мастер-классы
  • «Встречи с интересными людьми»

В группе работает  родительский комитет в составе 3 человек: председатель: Попова Н.В, члены: Троева Л.И., Иванов И.И.

Из года в годы сложились  традиционные совместные мероприятия с родителями такие, как: Урожай  года, День матери, Новогодний утренник, День отцов, 8 марта, Здравствуй, весна,  День Победы и др.

Взаимодействие родителей и детского сада, в том числе воспитателей – это длительный процесс, кропотливый и долгий труд. Оно не возникает сразу. Требует терпеливого, неуклонного следования выбранной цели. Я не останавливаюсь на достигнутом, продолжаю искать новые пути сотрудничества с родителями, при этом совершенствуя себя.  Ведь у нас с родителями – воспитывать будущих созидателей жизни.

Совместный выход в центр досуга села
Спортивное соревнование между детьми и родителями группы
Родительское занятие

С нашими родителями в улусном семинаре для родителей «В единстве — наша сила»